Без страха и Госстраха
Эволюция автострахования в России:
от криминала до онлайн сервиса
В начале была машина. И много лошадей. Так как лошадей было намного больше, первые автостраховки защищали водителей от столкновения с конными экипажами, а не с себе подобными.

Потом были «крыши», «братки» и комичный образ нерадивого страхового агента Деточкина.

Меньше чем за 100 лет ситуация кардинально изменилась — как на дорогах, так и в общественном сознании. Предлагаем совершить путешествие во времени с экспертом из Strahovkaru.ru и узнать, как мы дошли (а скорее, доехали) до комфортной жизни на колесах.
До революции
Первые машины, работающие на бензине, были ввезены в Россию из-за границы и стоили огромных по тем временам денег: до 10 000 рублей за штуку (для сравнения: средняя зарплата была не больше 50 рублей). Серийное производство российских автомобилей наладилось чуть позже, в начале XX века, а первопроходцем стала петербургская фабрика Фрезе.

Хозяев первых авто знали «по именам», по большей части это были члены императорской семьи и приближенные к ней лица, банкиры, промышленники и просто состоятельные люди. Автомобили были штучным товаром, и вопрос угона или порчи не стоял остро. Поэтому автострахования, как отдельной категории еще не существовало.

В это время чаще всего страховали от пожара – движимое и недвижимое имущество. Тогда же начали коллективно страховать от несчастных случаев работников крупных предприятий. До Октябрьской революции страхование было в частных руках. Причем в большом количестве кроме российских были представлены иностранные компании.
В 1918 году частные страховые компании были ликвидированы, а все их средства — 200 миллионов золотых рублей — переданы государству.

Через 3 года указом дедушки Ленина родилось государственное страхование. Монополистом на этом поле становится Госстрах, который постепенно проникает во все сферы жизни, подстраиваясь под потребителя.

Появляются первые упоминания об автостраховании, но авторынок по-прежнему мал, машина остается атрибутом крупных руководителей, и идея не пользуется популярностью. Ведь чем меньше страховых премий по стране — тем меньше затрат может покрыть страховая компания, а значит — тем невыгоднее условия страховой сделки.

Госстрах не перестает работать и в годы войны, страхуя в том числе американские военные грузовики «студебеккеры», получаемые из США.
20–40-е
После войны
На улицах города появляются трофейные немецкие машины, вывезенные из побежденной Германии. Советский автопром переживает «ренессанс», появляются эпохальные «Победа» и «ЗиС».

Российский автомобильный рынок развивается, и растет количество личных автомобилей, которые владельцы предпочитают страховать. С 1946 по 1950 год количество застрахованных автомобилей вырастает с 99 до 1700.
60–80-е
Потребительский идеал того времени — наличие квартиры, авто и дачи («дачка, тачка и собачка»). Страхуется все: жилье, имущество, транспорт, здоровье, дети, животные. На начало 81 года существует аж 23 вида государственного страхования, агентов можно вызвать на дом, а страховая деятельность активно рекламируется (читай: пропагандируется) в печати и на телевидении. И это действует! Вместе со спросом на страховые услуги увеличивается казна Госстраха, а значит, совершенствуются условия страховой деятельности.

В 1986 году впервые появляется авто-комби — комбинированное добровольное автострахование, которое включает в себя страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров, машины и багажа; но не ответственности.

Попытка введения обязательного автострахования, которое уже существует в США и Европе, в России все еще не приживается.
90-е
Переломный момент для нашей страны: время свободы, не ограниченной рамками закона, романтизации криминала. Напряженная обстановка повсеместно, и дорожные трассы — не исключение. В конце 80-х закончилась монополия Госстраха. Появилась возможность создания негосударственных компаний, которые росли «как грибы». К началу нулевых их число приблизилось к 3000. Новые компании без опыта работы в страховом деле легко учреждались, и зачастую их финансовые ресурсы плохо контролировались. А значит, рассчитывать на выплаты в случае ДТП приходилось не всегда.

В эти же времена появляется большое количество иномарок — как дорогих, так и подержанных. Растет количество ДТП, в жизнь входит понятие «автоподставы», убытки в лучшем случае возмещаются через суд, но нередко прямо на улице.

Зачастую хозяева «красивой жизни» и дорогого авто — бандиты (это в те времена BMW означало «боевая машина вымогателя»). Встречи с ними на дороге не сулят автовладельцам ничего хорошего. Задев черный бандитский «Брабус», можно было расстаться не только со своим имуществом, но и со здоровьем…
Царь Николай II у автомобиля Delaunay-Belleville во время замены проколотого колеса, 1912 г.
Автомобиль Фрезе и Яковлева – первый российский серийный автомобиль
Страховой полис Госстраха, 1944 г.
Реклама Госстраха, 1936 г.
Реклама Госстраха, 1930-е
Реклама Госстраха, 1930-е
Иллюстрации к календарю Госстрах, 1982 г.
Трофейные автомобили с уже русскими номерами (и хозяевами)
Было мне лет 19. Я взял папину машину — ВАЗ-2104. Съездил по делам, а потом решили с парнями поехать в соседний поселок городского типа — к девчонкам.

Стою на трассе с левым поворотником и собираюсь уже в поселок повернуть, когда в меня сзади въезжает «Газель». Точнее, не сзади, а снесла весь правый бок.

Я выхожу к этому пацану-водителю, спрашиваю, что будем делать. Мы не бандиты, оба трезвые, но никаких страховок, конечно, ни у кого нет. Стою и думаю, что он сейчас уедет и его потом ищи-свищи. Надо сделать так, чтобы он меня сам искал.

После разговора на повышенных тонах договорились, что возьму права и документы на машину в качестве залога, до возмещения ущерба. Он уехал, а потом пропал.

Звоню ему, а он говорит: «Я тут подумал, я тебе ничего не должен. Скажу, что документы потерял, и их восстановлю». Вот тут мне пришлось вспоминать весь мой «богатый» на тот момент опыт общения с бандитами и реально его прессовать. Документы еще у меня, поэтому я через знакомых нашел его адрес, позвонил родителям, объяснил ситуацию. Но не в стиле «верните, пожалуйста…», а «я вашего сына найду и закопаю, если он мне деньги не отдаст». Ну а какие еще варианты, если тачку чинить надо?

Назначили встречу, взял с собой батиного друга покрепче. У него еще «99-я» была — тонированная. Приехали, сидим дрожим, страшно, вдруг придут местные, изобьют, машину угонят. Но по-другому никак.

В итоге прибежал какой-то пацан, отдал конверт с деньгами и убежал. Видимо, застращали того водителя до жути. То есть мы с трясущимися коленками сидим, и они по другую сторону баррикад — братков ждут.

Вот так деньги получил, машину отремонтировали, но второй раз такой опыт я бы не хотел пережить. Когда тебе приходится выбирать: либо ты за свой счет ремонтируешь, когда вообще не виноват, либо — запугивать.
В конце девяностых — начале двухтысячных была распространена следующая схема автоподставы. В темное время суток ты мчишь по, скажем, Третьему кольцу, дождь идет. Мошенники видят одинокую машину, желательно с молодым водителем, и сзади пристраивается какая-нибудь «Ауди» и начинает сигналить, чтобы ты уступил дорогу.

В это время по соседней полосе едет машина с выключенными фарами, которую сложно заметить. У нее, как правило, побито левое крыло и бампер. Ты ничего не ожидаешь, вроде дорога пустая, перестраиваешься, и разбитая машина в этот момент ускоряется. Получается, что удар несильный, твоя машина, может, чуть потерлась, а у него на А6 нет половины переда!

Останавливаешься, выходят чуваки и пытаются отжать у тебя всю наличность, которая имеется, чтобы порешать вопрос на месте. Тогда весь страховой рынок был в зачаточном состоянии, поэтому в такой ситуации прессинг для автоподставщиков заканчивался удачно.

Причем они даже разбирали себе трассы и районы ответственности.

Я так дважды попадал. Но, зная эту историю, запирался в машине и говорил, что буду ждать ГАИ. Они ходили, стучали по зеркалам, капоту, доставали биту, но в результате уезжали. Главное было — взять себя в руки и не вестись. Но многие велись, конечно.

Потом было какое-то громкое дело — их целый синдикат отловили, видимо, перешли дорогу не тем людям…
У меня тогда были «Жигули» «шестерка». Тороплюсь я как-то вечером с работы и на светофоре въезжаю в зад «бэхе». Выхожу, начинаю извиняться и обещаю штуку баксов — возместить ущерб. На том и порешили, обменялись телефонами. Но на следующий день водила звонит и говорит, что штуки мало, а нужно пять. Я ему: «Ты что, рамсы попутал? Тогда вообще ничего не получишь!» И трубку бросил.

В выходные сидим спокойно с друзьями, пьем пиво, но вечер перестает быть томным — в квартиру вваливаются человек восемь таких амбалов, выволакивают меня и везут в лес. Выходим из машины, дают мне в руки лопату, говорят, чтобы копал себе могилу. Ноги дрожат, но держусь борзо: «Не, пацаны, если хотите получить какие-то деньги, то я вам нужен живым и здоровым». Имущества у меня тогда не было, я нигде не работал, поэтому мог только занять у друзей. Дают три дня.

Звоню знакомым бандитам, объясняю ситуацию, они назначают стрелку «стороне обвинения».

В общем, братки встретились, я пришел с ними, а потерпевший с той стороны — нет. О чем там было разговаривать? Поупражнялись в красноречии, покидали пальцы и порешили вопрос закрыть. А терпила ничего не получил.
ОСАГО, конечно, критикуют, но оно однозначно вносит элемент цивилизованности в наши будни на дорогах. По ОСАГО застрахована ответственность водителя, и, если он попадет в ДТП, ущерб за него будет выплачивать страховая компания. Никаких вытрясываний денег с виновника с помощью угроз и «групп поддержки».

Автогражданка стала еще удобнее в 2017 году, когда закон обязал страховые компании заключать договор и в электронном виде. Е-ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и бумажный полис страхования.

Strahovkaru.ru — способ оформить страховку за пару минут, не выходя из дома, в несколько кликов: введите информацию о машине и водителях, получите расчет от нескольких страховых компаний, выберите подходящее предложение и оплатите.

Strahovkaru.ru — официальный партнер 7 страховых компаний.

Так, нелегко и принужденно, спустя чуть больше столетия с момента появления первой машины в царской России, мы наконец научились экономить время, деньги и нервы.

  • Текст, верстка: Анастасия Шуб
    Дитя 90-х
    Instagram: @trashification